|
Право на счастье Публичное обращение Великого Мастера Великого Востока Италии на годовом собрании 2003 года Великой ЛожиРечь, произнесенная по случаю открытия Храма гостям и официальным лицам (собрание Великой Ложи 2003 года, Дворец Конгрессов в Римини, 4 апреля)
В.'. Д.'. Б.'. Густаво Раффи Уважаемые присутствующие официальные лица! Дамы и господа! Дорогие братья! Под знаком непрерывно обновляющегося масонского движения "Великий Восток Италии" и в этом году, вот уже в четвертый раз подряд, открывает двери своего Храма, прерывая свои обычные службы, чтобы принять все возрастающую массу граждан, с целью предложить им, через обращение своего Великого Мастера, плоды морально-этических размышлений членов ордена, наработанные в результате созидательных духовных трудов в нынешнем году. Дорогие друзья и подруги! От имени всех членов Лож Великого Востока Италии передаю вам горячий привет. Ваше присутствие в столь многочисленном составе, и, возможно, в состоянии некоторого удивления, - особенно это касается тех, кто впервые переступил порог масонского Храма - доставляет нам огромную радость. Действительно, это свидетельствует о том, что происходят различные положительные события: во-первых, Великий Восток Италии из Дворца Джустиниани, ощущая себя живой, составной и деятельной частью демократического и гражданского общества, в котором он живет и работает, чувствует себя призванным начать диалог с этим обществом. Поэтому собрание Великой Ложи является наиболее благоприятным поводом для обращения Великого Мастера к народу, хотя, разумеется, это не единственный такой повод. Так, во всех городах Италии наша организация вот уже многие годы организует немало - и частота их будет с каждым годом только увеличиваться - мероприятий, направленных на обсуждение, анализ и изучение всех тех вопросов, которые исторически принадлежат культурной традиции Всемирного Масонского Движения. Эпоха масонства как глубоко законспирированной, недоступной и секретной организации ушла в далекое прошлое, и это произошло в силу ряда обстоятельств. Прежде всего, причины, побудившие отцов-основателей европейского масонства ввести режим максимальной конфиденциальности или даже секретности, в настоящее время полностью утратили свой смысл. Их можно понять только с учетом особенностей исторической среды той эпохи. Люди середины XVIII века жили и действовали в условиях непререкаемого политического абсолютизма, при котором свободный межкультурный и межконфессиональный диалог между католиками, протестантами и иудеями, между буржуа, дворянами и простолюдинами, диалог, который по существу был налажен первыми Ложами, не только оказался бы опасным, но и, по существу, подвергся бы самым жестоким преследованиям и был бы пресечен. В современном обществе, находящемся на стадии зрелого демократического развития, в котором чрезвычайно прочны принципы, отстаивающие право на организацию и на свободное обсуждение и критику, гарантированные конституцией и подкрепленные базовыми правовыми устоями Европейского Союза, масонство не имеет более причин быть тайным обществом, либо поощрять настроения аристократической обособленности. Оно строго соблюдает законы и призывает к их соблюдению. Судебные органы нашей страны прекратили уголовные дела, подобные тому, которое было возбуждено прокурором Кордобой, квалифицировав их как неправомерные; Европейский Суд осудил итальянское государство за существование в Области Марке закона, ущемляющего право свободы, в силу которого масонам запрещается занимать государственные должности в областной администрации. Италия, таким образом, должна будет обеспечить исполнение решения Европейского Суда, если она намерена находиться в цивилизованном правовом поле и оставаться в сообществе европейских государств. Было обращение также в Суд в Страсбурге в отношении Области Фриули, которая приняла другой закон, ограничивающий права Свободных Каменщиков. Мы не прячемся и не желаем действовать в тени. Поскольку мы ищем света, мы намерены работать в лучах света общества, при полном уважении к демократическим процедурам. Нашу Организацию, и об этом не следует забывать, знают в обществе благодаря ее отделениям с известными адресами, органам печати, руководящей структуре, а также благодаря непрерывной деятельности ее членов, открыто работающих в качестве масонов в итальянском обществе. Пресловутая секретность существует в настоящее время только в эзотерически-ритуальном плане, являющемся для нас ключевым в масонском мироощущении, поскольку она заставляет уже зрелого человека пересмотреть свое прошлое и, через посвятительные ритуалы, ведущие его от Ученика к Мастеру, по-новому осмыслить основные духовные и философские принципы человеческого существования. И только сам человек, как индивидуальность, поставленный лицом перед великими вопросами, над которыми его заставляет задуматься масонство, вправе, совершенно свободно, дать на них окончательные ответы. Ведь масонство - это не религия, которая навязывает или предлагает легкие и безошибочные решения; напротив, оно лишь побуждает к поиску, оставляя индивидууму самую полную и широкую свободу принятия решения. Поэтому каждый Мастер проходит свой духовный путь, зная, что всякий раз он должен совершать морально этический выбор, следуя велению совести; свобода Мастера-масона является полным и свободным выражением зрелости духа, который способен осознать свою ответственность; он не исполняет чьих-то приказов и не подстраивается под какую-то единообразную идеологию, но в рамках ряда основополагающих принципов, выражает свою критическую способность и свое нравственное сознание. Именно в силу этих глубоких и обстоятельных причин Великий Восток Италии полагает необходимым, чтобы итальянское общество имело возможность как можно более ясно наблюдать, узнавать и понимать повседневную жизнь масонского движения, его историю, его цели, задачи и планы, потому что только таким образом можно окончательно и бесповоротно преодолеть многие предрассудки и необоснованно отрицательное отношение. В этой связи необходимо снова прояснить некоторые моменты исторического противостояния масонства и церкви; этот вопрос волнует или интересует многих граждан; он постоянно возникает, и часто в крайне искаженном виде, в дискуссиях о нашей организации, находя там свое выражение в ряде банальных стереотипов. Великий Восток Италии принадлежит к кругу регулярных масонских организаций, то есть тех латомистических организаций, которые действуют в свете Великого Архитектора Вселенной, и которые, следовательно, полагают поиск Бога и центральное положение человека в качестве основной цели своих исканий и, следовательно, своего существования. В силу этого масоны не могут быть атеистами, как не могут быть и деистами в силу свободного выбора; напротив, многие из них принадлежат к наиболее распространенным в нашей стране конфессиям. Другими словами, вступая в нашу Ложу, вы встретите в ней католиков, протестантов, иудеев и даже мусульман, не исключая и представителей религиозных меньшинств, которые в нашей стране составляют незначительный процент населения. Масонские обряды и службы исторически восходят к эзотерической и духовной традиции, тесно связанной, или, точнее говоря, сросшейся с христианством и римской церковью, как это засвидетельствовано в первых Ложах времен Стюартов, то есть тех ложах, которые, возникнув в Великобритании под защитой католического короля Стюарта, предусматривали клятву верности Христу и Святой Римской Церкви. Кроме того, достаточно вспомнить о том, что в масонском движении участвовали такие глубоко христианские фигуры, как Жозеф де Местр, наряду с такими деятелями, как Вольтер, чтобы понять всю сложность масонского универсализма, но также и абсолютную чуждость его любому антихристианскому или антикатолическому направлению. Чисто политические факторы, связанные с ролью церкви, как абсолютистского государства, и при этом в условиях, когда все государства были абсолютистскими, вызвали в церковных кругах заметную и все более глубокую озабоченность в связи с распространением универсалистского движения, тайного и свободного от всякого политического контроля, объединявшего людей различных верований, национальностей и социального происхождения. Те процессы, в результате которых церковь выступила против национального объединения, ее выступления - в настоящее время полностью отвергнутые - против прогресса, социализма, профсоюзного движения и многих других завоеваний современного общества, которые в настоящее время стали неотъемлемой частью католического и христианского мира, к сожалению, затронули и масонство, особенно итальянское масонство, действовавшее на той же территории с исторически противоположными целями и задачами. В конечном итоге это привело к крайнему ожесточению противостояния в различные периоды истории нашей страны, никогда не доходя до настоящего столкновения, хотя в настоящее время с нашей стороны нет заведомых причин для соперничества или предрассудков. Мы глубоко уважаем любые верования, в частности, веру, которую исповедует большинство населения нашей страны; с другой стороны, мы требуем уважения и к себе и находим весьма странным, что нередко, даже в наше время, некоторые официальные представители церкви, забывая о призывах к открытой дискуссии в духе терпимости даже к атеистам, в соответствии с решениями Второго Ватиканского Собора, отказываются от всякой формы конструктивного диалога с масонством, организацией, которая, как уже говорилось, ставит Бога и Человека в центр своих исканий. Даже если это нас особо не беспокоит, мы полагаем, что такое положение является вредным и ненужным, поскольку современная цивилизация должна основываться на диалоге, а диалог имеет смысл только в случае, если он происходит с разных позиций, то есть между равными собеседниками, а не лицами, связанными отношениями иерархического подчинения. Мы уже отмечали, что современное масонство не может жить лишь заслугами славного прошлого, но должно выполнять историческую задачу: способствовать, посредством постоянного воспитания навыка к диалогу, терпимости и братству, процессу роста и укрепления демократической культуры и принципов, заложенных в Декларации прав человека. По этой же самой причине Великий Восток Италии, не отказываясь от своего эзотерического и духовного знания, не может отчуждаться от нынешних драматичных военно-политических событий. Как это хорошо известно, несмотря на существующий в масонстве запрет заниматься узко политическими и религиозными вопросами, так как это привело бы к разрушению того, что мы называем "объединяющей цепью", и к извращению функции организации, преследующей духовные цели, масонство, тем не менее, не может оставаться чуждым страданиям части человечества и противоречиям современного мира. Говоря в общем, даже если масонство и остается чуждым политике как пространству соперничества различных партий, сил и интересов, перед лицом страданий народов и отдельных людей оно не может прятаться за запоном, ссылаясь на собственное примиренческое превосходство, и не выражать собственных оценок. Так, по многим вопросам масонство, если хорошо вглядеться в его истоки, исторические и идеологические корни, не может и не желает оставаться нейтральным или умывать руки. Но постараемся выразиться яснее. Сегодня представляется несомненным, что военный сценарий нельзя разрешить путем устранения одного диктатора. Трагические события с Башнями-близнецами в центре Нью-Йорка поставили нас перед совершенно новым феноменом: глобализацией войны, при которой исчезает различие между внутренним, очищенным пространством, в котором нет врагов, а есть только преступники, и внешним пространством, в котором находятся только "правильные враги" (так называемый iustus hostis, хорошо известный в политологии прошлого). Непонимание этой эпохальной перемены в истории человечества может привести к трагическим последствиям, поскольку в таких условиях локальный конфликт может легко перерасти в глобальный, точно так же, как глобальный кризис может найти именно в локальном изломе точку для разрастания до глобальных масштабов. Риск, связанный с процессами, уже нашедшими определение в термине "глобализация", заслуживает особого внимания, поскольку его нельзя устранить в традиционных геополитических рамках завоевания физических пространств. И если масонство не располагает необходимым инструментарием, чтобы разрешить драматичность данного контекста, оно может и должно побуждать к размышлению, привлекая внимание социальных институтов и общества к некоторым неотложным вопросам. Для нас масонов основная задача состоит в защите свободы и счастья, прав, которые должны быть гарантированы для всего человечества, а не только для одной его части. С этой точки зрения, глобальные усилия всемирного масонства должны быть обращены на полное осуществление прерогатив, относящихся к международным организациям, которые, как ООН - наследница Лиги Наций, идея которых была выдвинута Свободными Каменщиками - могут и должны стать местом посредничества при разрешении международных споров и утверждения базовых ценностей, содержащихся в Уставе Объединенных Наций, среди которых на первом месте стоят: основные права и ценности человеческой личности; равенство государств, больших и малых; справедливость и соблюдение обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права; сохранение мира и международной безопасности; запрет на применение силы; содействие экономическому и социальному развитию всех народов. Однако, в настоящее время ООН переживает кризис, будучи парализованной не только изжившим себя правом вето, закрепленным за отдельными постоянными членами Совета Безопасности - политическая аномалия, препятствующая нормальной работе -, но, в особенности, отсутствием полномочий и средств, которые могли бы придать ей активную и эффективную роль в достижении и конкретном осуществлении великих принципов и ценностей, декларированных в самом Уставе ООН. В самом деле, международное право и ООН не могут строиться на утопическом предположении, что можно игнорировать тот факт, что все государства в большей или меньшей степени сообразуются с принципами, лежащими в основе деятельности ООН и что они соблюдают, в частности, права человека. Международное право и ООН - как справедливо указывал такой внимательный наблюдатель, как Пьеро Остеллино - должны быть пространством, где сходятся этика и власть, то есть местом, где господствуют четкие правила и сильные институты, поскольку само по себе стремление к миру, без поддержки соответствующих международных организаций, не обеспечивает стабильный мировой порядок и тем более условия "возможного мира". Мир же следует понимать не только как отсутствие войн, но как процесс устранения причин конфликтов. Только в таких условиях ни одна великая держава не сможет действовать самостоятельно в обеспечение того, что она считает своими национальными интересами или интересами гуманитарными, которым угрожает, например, международный терроризм, ссылаясь при этом на принципы, провозглашенные в Уставе ООН, и одновременно сетуя на правовую и оперативную беспомощность ООН. С другой стороны, мы масоны полагаем, что во всех странах, где мы действуем, наша задача состоит в том, чтобы напоминать нашим правителям важнейшее значение налаживания действительно демократических процессов также и в особенности в обществах, находящихся на гораздо более низкой ступени развития по сравнению с нашим. А в связи с этим приходится ставить вопрос о законности привлечения, в новых рамках глобализации, местных аристократий, часто косных и нетерпимых, только в надежде, что они смогут обеспечить выгоды Западу, но рискуя при этом вырастить новых царьков, которые, получив вооружение и обученную армию, поднимут бунт и будут преследовать цели подрыва мирового порядка. Печально известен пример талибов; к несчастью, нынешняя ситуация в Афганистане не представляет, по-видимому, картины приемлемого уровня восстановления демократии или соблюдения принципов Хартии прав человека либо равенства полов, а ведь достижение этих целей остается непременной морально-этической обязанностью, не менее важной, чем борьба с международным терроризмом. Мы должны, наконец, понять, что на издержки мировой политики списывать более ничего нельзя. Диктатор или группировка, поставленные у власти сегодня из конъюнктурных соображений, завтра могут стать причиной больших несчастий. Семена мира необходимо сеять немедленно, без суррогатов или, что еще хуже, без внедрения новых форм несправедливости. В процессе глобализации, и во всяком случае, в условиях, когда общественное мнение уходит от тотального манипулирования и фактически может выступать настоящим арбитром во многих ситуациях, этическая приоритетность прав человека, по-видимому, приобретает неожиданную роль, которая, вероятно, в недалеком будущем, сможет стать заметно определяющей. Стратегия управления мировым порядком не может строиться так, чтобы умножать кризисы, преодолевая текущие трудности с непредсказуемыми результатами в будущем. Мы не имеем в виду конкретно войну в Ираке, которая явилась лишь одним из 47 текущих конфликтов, или курдский кризис, поскольку рассмотрение этих вопросов и особенно их оценка, выйдут далеко за рамки деятельности и задач нашей организации, мы говорим лишь о том, что право на войну и на нарушение чужого суверенитета основано именно на "праве", а такое право не может игнорировать планы распространения демократии или таких ценностей, как соблюдение прав, терпимость, социальное, религиозное и экономическое равенство; в противном случае такие действия рискуют со временем утратить доверие к себе, либо, даже если они совершались с самыми добрыми намерениями, привести к прямо противоположным результатам. Самые могущественные государства в настоящее время призваны принять на себя полную ответственность по охране человечества, при этом не выходя из состава международных контролирующих органов и не прекращая применения общих процедур, регулирующих соблюдение (либо налагающих санкции в случае нарушения) прав человека. Масонство, во всяком случае, должно всеми доступными ему средствами отстаивать законность международного права и признание общих этических принципов, к соблюдению которых оно должно призывать государства. Только посредством глобализации прав и ресурсов можно разорвать порочный круг смерти и разрушения, который доводит до крайней точки этнически-религиозное самоопределение в конфликте, не являющемся вовсе столкновением цивилизаций, как это упрощенчески представляют, рисуя тупую и узко-партийную картину схватки добра и зла, в которой все, что не с Запада, изображается как преступное или невозможное в своей инаковости. То же самое можно сказать и об исламском мире, который ни в коем случае нельзя отождествлять с его самыми нетерпимыми и разрушительными проявлениями, выросшими на основе религиозного фундаментализма. Напротив, масонство должно помнить о большом вкладе Востока и ислама в западную культуру благодаря передаче научного знания, как математического и философского, так и эзотерически-духовного. Одновременно мы не можем игнорировать и тот факт, что в древние времена в исламском мире возникли ассоциации, подобные организации карматов, которая, будучи основанной на профессиональных корпорациях, как и масонская организация, осуществляла деятельность в социальной и профессиональной сферах, в частности ритуально-посвятительного характера, оказавшись способной не только объединить людей разных конфессий путем непосредственного привлечения в свои ряды христиан, иудеев, маздеев и других, но и выступить носительницей идеи индивидуальной свободы посредством преодоления формального закона ислама. Эти братства также подверглись гонениям, наказаниям, слежке по причине их духовной свободы. Как справедливо отмечал большой специалист по исламу (Maurice Lombard, L'Islam dans sa premiere grandeur, Paris 1971): "Межконфессиональный характер этих корпораций составляет основное отличие их от современных им корпораций на Западе. Это напоминает нам о том, что Восток является синонимом космополитизма, открытости, перемешивания и синкретизма", особенно в свете синтеза культур, который был предпринят в этих движениях. Эти факты заставляют нас подумать о коренной неспособности незападных обществ к налаживанию культурных процессов, подобных нашему, хотя исторически такие процессы возникли раньше у них, даже если они и не смогли прочно укорениться. Необходимо подчеркнуть, применительно к идущей сейчас войне, что недавние выступления церкви, являющейся высочайшим авторитетом в вопросах морали, имели ту бесспорную заслугу, что опровергли, также и во многих кругах арабского и вообще исламского мира, схематичное представление о противостоянии христианского Запада и исламского Востока, и это может только доставить нам удовлетворение, как бы ни разнились политические позиции, занимаемые отдельными лицами внутри нашей организации и вне ее. Неспособность западного мира выступить в прошлом, или быть хотя бы в настоящее время, истинным носителем демократии и прав человека в странах афро-азиатского мира остается исторической виной, которую необходимо искупать сбалансированным, но конкретным образом. Прежде всего мы считаем, что необходимо, в рамках укрепления основных институтов международного права, продолжать работу по разработке понятия охраны Человечества. Такая охрана должна касаться не только "Юга земного шара", тех народов, которые лишены политических, экономических и духовных прав, но также и нас, которые живут в одном из самых благополучных регионов земного шара. С этой точки зрения мы не должны забывать, что в условиях, когда мировой рынок утвердился в своем индифферентном функционировании, без каких-либо национально-ценностных привязок, став чем-то вроде новой bellum omnium contra omnes (война все против всех), резко возрос риск превращения в объект, лишенный каких-либо прав, наряду с целыми народами, даже самой природы, которая должна быть источником богатства этих народов, но также и нашего богатства. Мы имеем в виду не только основные источники богатства и благосостояния (нефть, газ, алмазы, уран, золото и т.п.), но также и основные источники средств поддержания жизни: в первую очередь, это вода, из-за которой существует постоянный риск конфликтов, в настоящее время, может быть, и не таких крупных, но которые способны привести к войнам в ближайшие 20-50 лет, столь же разрушительным, как и те, что идут сейчас. Масонство может выступить проводником в гражданском обществе того принципа, что охрана права на воду является для многих народов синонимом охраны права на счастье; что вопреки глобальному рынку, существуют ресурсы, которые не могут выступать предметом купли-продажи, но могут быть глобализованы, то есть сделаны доступными для всех, в частности, для самых бедных. Напротив, другие богатства является плодом развития науки и техники; поэтому неизбежно, что они сосредоточатся в руках немногих государств или узких групп предпринимателей. Мы полагаем, что, даже признавая законность доходов предприятий, действующих в области передовых технологий, необходимо внести некоторые коррективы в миропорядок, которые будут гарантировать, например, пользование медикаментами и доступ к передовым методам лечения даже для тех стран, которые не имеют возможности обеспечить это самостоятельно. Мы имеем в виду такое огромное бедствие, как СПИД, которым в ряде африканских стран поражено 80% населения и остановить распространение которого у них нет возможности. Мы считаем, что наиболее зрелые государства, передовые в нравственном отношении, должны найти источники для оказания помощи, например, взимать роялти с добычи нефти, которые должны будут инвестироваться в целях создания фонда для сбора медикаментов и поддержания их определенного запаса на случай чрезвычайной ситуации, так чтобы при этом логика прибыли не препятствовала логике гуманитарной помощи, совести и даже простой разумности. Ведь постоянная погоня за прибылью, невзирая на справедливость, - нарушается ли справедливость непосредственно в результате физического страдания народов, становящихся жертвами постоянного недоедания, либо посредством хищнической эксплуатации естественных ресурсов земного шара - подчиняется неприемлемой логике, не только эгоистичной, но и недальновидной, потому что отрезает пути к лучшему будущему, разжигает вражду и способствует войнам, открытым или партизанским. Поэтому говорить о "праве на счастье" именно в наши дни означает - даже если такая постановка вопроса может показаться неуместной - говорить об ответственности человека и цивилизации перед варварством иррациональности. Поиск блага в платоновском понимании - это не рекламный лозунг масонского маркетинга, но, если хотите, базовая задача нашего Общества. Благо должно представлять для масонов конечную цель их деятельности, может быть, и недостижимую; такую цель, ради которой, как гласят наши Ритуалы, под порок совершается глубокий подкоп, а все наши действия направлены на благо и прогресс Человечества. Должно стать понятным для всех, что на этом собрании Великой Ложи мы не хотим говорить о гедонизме или о покойном и сытом благополучии, которое можно принять за счастье. Мы скорее бросаем вызов в надежде собрать и сплотить умы и сердца вокруг темы права на возможное счастье, в котором многим отказано как в богатой Европе, так и в других, менее благополучных частях света. В историческом плане наше внимание было всегда обращено как на материальные стороны ухудшения качества человеческой жизни, все заметнее проявляющиеся в новых формах бедности, которые распространились на богатом Западе и в нашей стране, так и на его духовные стороны, заметные в неуклонном отходе от гражданственности и солидарности, на который толкает материальное псевдо-счастье. Построение справедливого, демократического, гражданского общества, уважительного к различиям и одновременно безопасного для всех, представляется нам важнейшим шагом в направлении обеспечения права на счастье, которое даже если и может быть достигнуто эгоистическим способом, никогда не оставляет спокойной совесть у того, кто видит несправедливые страдания других. В этой связи мы хотим еще раз подчеркнуть, что достижение такого счастья требует непрерывной деятельности, не только по постоянному слежению за состоянием природных ресурсов и экологии в нашей стране, но также и особенно по повышению гражданской и воспитательной роли всей системы образования, от детского сада до университета. Мы не можем - скажем, приближаясь к заключительной части нашего выступления - затрагивать тему реформы образования в Италии, также и в силу того, что этот вопрос не может служить предметом неизбежно политического заявления, и, следовательно, недопустимого в устах Великого Мастера. Поэтому мы хотели бы вернуться к принципу, в отношении которого наше Общество постоянно будет осуществлять морально-этический контроль: речь идет о принципе полного уважения и должного признания государственной школы, чья судьба нас беспокоит по причине расширения преимуществ частного сектора, поскольку в Италии, с учетом объективной ситуации, это означает в очень многих случаях, что выбор будет делаться в пользу конфессиональных учебных заведений. Мы по-прежнему считаем, что государственная школа является школой сосуществования разных идеологий и что она является настоящей лабораторией, которая заложит основы будущего поликультурного и многонационального общества. Ясно, что если профессора и преподаватели вообще, воспитатели, школьные службы будут иметь в своем распоряжении ограниченные ресурсы, вряд ли такая государственная школа сможет обеспечить высокое качество обучения и, следовательно, создать реальные условия для хорошего образования, когда равные возможности будут обеспечены для привилегированных и менее привилегированных, чтобы не создавать, другими словами, религиозно-этнические и политико-экономические гетто. Если право на иное образование, по сравнению с тем, которое предлагается государством, должно, конечно же, быть гарантировано, что уже санкционировано в общем виде Конституцией, мы не понимаем, почему именно те, кто хотят заявить о своей вере и искании глубоких истин, не могут заниматься этим вместе с другими, более того, предлагая этим другим возможность разделить с ними свои ценности, с тем чтобы светильник не оставался под спудом, а предпочитают обеспечить себе "свободную" территорию, как будто итальянское государство оккупировано какими-то врагами религий. Но, может быть, одно дело - Евангелие, а другое - желание запереться на исключительной территории, хотя именно в государственной школе, то есть парадоксальным образом школе "несвободной", как раз обучающийся должен заявлять о том, что не желает посещать уроков религии, а не наоборот. Как мы уже ранее заявляли, эти соображения ни в коей мере не являются необоснованным выпадом против всего католического мира. Мы стали бы протестовать против любой религии или части общества, если бы они каким-либо образом стали покушаться на светский характер государства и его базовые принципы: это был бы гражданский протест, открытый для критики, а не истерический выпад, нам не свойственный. Мы хотели только подчеркнуть тот факт, что глобализация и сложность этого явления требуют школы и научно-исследовательских центров высочайшего уровня и, следовательно, инвестиций на уровне других европейских государств, инвестиций ради молодых и, следовательно, ради будущего Италии. Общество, неспособное порождать культуру уважения, терпимости, но также и препятствующее доступу к высочайшим ценностям знания самым незащищенным слоям населения, идет по опасному пути, далекому от нашего идеала счастья, справедливости и социального равновесия. Уважаемые представители власти! Дамы и Господа! Дорогие Братья! Размышления о счастье в момент, отмеченный огромной тревогой за судьбы мира, вступившего в один из самых трудных и неблагоприятных геополитических периодов, какие можно было себе только представить на начало XXI века, рискуют по крайней мере показаться провокационными или, по крайней мере, проникнутыми безумной беспечностью перед лицом нынешних несчастий. На самом деле, перспектива счастья является одним из тех существеннейших вопросов, которые никогда не должны пасовать перед лицом бед, как раз потому что необходимо встречать уже наступившие или только наступающие трудные времена с исполненной любви душой человека, борющегося за созидание или улучшение жизни, а не с ограниченной и унизительной целью отомстить за полученное оскорбление. В этой связи я хотел бы напомнить, что Масонство является посвященческой школой, которая учит своих членов достойно встречать смерть и страдание, но которая в то же время никогда не выступала с апологией смерти; напротив, необходимость встречать ритуальную смерть становится не только средством, которое должно подготовить человека к встрече с физической смертью, но и поводом для глубокого размышления о самосозидании и психологическом cамоструктурировании, через которое можно достичь (или хотя бы стараться достичь) более высокую степень душевного равновесия. В мои намерения не входит, однако, ограничить эти мои размышления в ходе сегодняшнего выступления кругом тем, отмеченных животрепещущей актуальностью, как этого, может быть, многие ожидали. Великий Мастер на самом деле должен стараться, насколько это возможно, перевести свои размышления в плоскость, которая не будет простым осмыслением фактов, но которая явится стимулом для еще более глубоких размышлений, благодаря которым можно вернуться в настоящий день, внутренне обогатившись. И если в таком случае счастье не эквивалентно наслаждению, а ведь, мы знаем, что порой счастье мудреца, Посвященного, может нести в себе сознательный отказ от того, что масса считает чистым наслаждением, - это означает, что состояние счастья является главным образом измерением духа в чисто философском смысле. Условием мудрости и внутреннего равновесия, которое позволяет нам встречать жизнь со всеми ее перипетиями. Тот, кто преследует лишь наслаждение, оказавшись пред лицом горя, смерти, страдания, испытывает потрясение, лишается способности размышлять и действовать, поскольку в течение жизни не пытался обогатить свой дух, свое сознание настоящими ценностями, принципами, чувствами. Счастье, ограниченное наслаждением, сводит всю сложность человека до уровня машины и не знает ценностей, которые не были бы предметом купли-продажи. Такой жизненный путь является прямой противоположностью того, что масонское посвящение старается предложить через формы, иной раз весьма драматичные, своих ритуалов. В самом деле, ни одно человеческое существо не может избежать боли, смерти и страдания. Кто в большей, кто в меньшей степени, но все мы обречены в течение нашего земного пути на встречу с болью. Игнорировать это обстоятельство и думать, что счастье состоит в том, чтобы отвернуться и упиваться наслаждениями - это глупость, за которую придется расплачиваться тем или иным образом; и к сожалению, это верно не только в плане личного опыта, но и в плане общей ситуации Человечества, если верно, что рынок не знает жалости и уподобляет счастье наличию денег, как это очевидно, только для меньшинства. Счастье Посвященного также является недостижимой целью, которую он преследует ежедневно посредством постоянного упражнения своих чувств, размышлений, своего отношения к действительности и наслаждения ее красотами. Посвященный не является печальным мыслителем, замкнувшимся в башне из слоновой кости или в пещере, но человеком, умеющим жить в обществе, способным нести голос надежды и разума; человеком, который не боится мужественно встречать вызовы, брошенные постоянно обновляющимся миром, потому что он готов к ним благодаря внутренней дисциплине. Ввиду всех этих причин масон является или должен быть человеком, способным также, и в особенности, пользоваться всеми неожиданными поводами для радости и счастья, которые предлагает жизнь; поскольку он знает боль, он может оценить и подчеркнуть все прекрасное, мудрое и радостное, точно так же как это делается в наших различных Ритуалах. В одном своем знаменитом послании Гораций (Epistulae I, 11, 27) мудро предупреждает: coelum non animum mutant qui trans mare currunt, "не душу меняют, но небо (над головой), те, что плывут через море". Поэт хотел подчеркнуть этим своим блестящим стихом, что как и тогда, как и теперь, невозможно убежать от самих себя и что счастье и спокойствие духа были и остаются нашим внутренним сокровищем, а не привилегией, достижимой лишь благодаря заморскому путешествию. Мы же думаем, что испытание посвятительством может во многом помочь в строительстве счастья или хотя бы в его субъективной составляющей, которая, однако, участвует в общем процессе совершенствования, в том смысле, что каждому предоставляется возможность в символической форме встретить кризисные моменты жизни, чтобы поразмыслить над ними, создать и укрепить свой дух. Таким же образом мы воспитываем - посредством защиты таких ценностей, как свобода, братство и равенство - культуру, опирающуюся на освобождение и искупление человечества от несправедливости и мрака страданий. Свет, который масон ищет и должен найти в Храме, и о котором он сегодня получил лишь слабое представление, должен быть привнесен снаружи, не только через акт солидарности, но и через созидание культуры счастья, которое должно разуметься как eudaimonia, как духовная радость и мудрость, и, следовательно, никогда не должно восприниматься как эгоистическое прославление наслаждения и благосостояния для немногих, как привилегию узкого круга, равнодушного к страданиям других: и все это во имя победы добра и разума, которые есть не что иное как высшее проявление божественного творца, Великого Архитектора Вселенной.
|
||||||||||||
|
|
""Лучезарная Дельта", 2006.