|
ПРОТОКОЛ СОЮЗА ОРДЕНОВ МАРТИНИСТОВ(Далее следует крайне важный документ - свидетельство истории современного мартинизма. Несмотря на то, что ему более тридцати лет, а потому он не может служить свидетельством современного положения вещей в данной области, он, тем не менее, отражает все основные взгляды Ордена, которые, несомненно, представляют интерес для исследователей западной посвятительной традиции. Свои примечания я заключил в скобки. Поправки, связанные с развитием Ордена во времени, внесены в соответствии с данными авторитетных источников.)
Орден Мартинистов был основан доктором Жераром Анкосом (Папюсом) в 1891 г. и возрожден 13 августа 1960 г. в результате слияния «папюсовского» Ордена Мартинистов, расцветшего и обретшего могущество к 1952 г. (его восстановил в 1951 г. сын Папюса, Филипп Анкос), и Лионского Ордена Мартинистов (в период правления Великого Мастера Анри Дюпорта), первым Великим Мастером которого был в 1916 г. (т.е. в год смерти Папюса) ныне, увы, покойный Весьма Блистательный брат Шарль Дэтр (Тедер). Этот Орден, во главе которого стоял его Державный Великий Мастер Весьма Блистательный Брат Филипп Анкос, сын Папюса, в протоколе будет обозначаться аббревиатурой «ОМ».
Также существует Мартинистский Орден Избранных Коэнов (Каганов), образовавшийся в результате слияния Традиционного Мартинистского Ордена (т.е. Избранных Коэнов (Elus-Cohen) Мартинеса де Паскуалли) и Ордена Розы и Креста Востока, тайно возрожденного в 1942 г. во время немецкой оккупации, во главе которого стоял его Державный Великий Мастер Весьма Блистательный Брат Робер Амбелен. В протоколе он будет обозначаться аббревиатурой «МОИК».
1. В силу того, что, по мнению учредителей, В. Б. Б. (т.е. Весьма Блистательных Братьев) Робера Амбелена, Анри Дюпона и Филиппа Анкоса, конституция Союза Мартинистских Орденов, принятая в Париже 26 октября 1958 г., была только предварительным шагом к окончательному объединению, которого в сердцах своих желают все участвующие стороны, несмотря на невозможность реализации такового в настоящий момент; 2. В силу того, что, по мнению учредителей, дальнейшее объединение ОО. ММ. (т.е. Орденов Мартинистов) является необходимым возвратом к мартинистской традиции XVIII века, как это было четко определено в основополагающих документах первых основателей Ордена, как в рукописном, так и в печатном виде; 3. В силу того, что кажется очевидным, исходя из написанного в книге Папюса, опубликованной в 1895 г. и озаглавленной «Мартинес де Паскуалли», что кроме явного восхищения, демонстрируемого Папюслм к тому, кого он на протяжении всей книги именует «Мастером», его утверждение, содержащееся на странице 212 указанного сочинения (т.е. «Невидимые Властители сделали свой выбор, сохранив свои архивы именно здесь, и для нас большая честь придать этим идеям еще большее значение путем их дальнейшей разработки».), привело их к заключению, что он также собирался поддерживать и продолжать работу того, кого Папюс часто именует «le Maitre» - «Мастер»; 4. В силу того, что в другой своей работе, озаглавленной «Луи-Клод де Сен-Мартен» и опубликованной в 1902 г., он так же очевидно продолжает традицию учения «Пути сердца», весьма дорогого для Луи-Клода де Сен-Мартена, в чем прочие сочинения Папюса на данную тему не оставляют никакого сомнения; 5. В силу того, что очевидным представляется, исходя из документа, обнаруженного в архивах МОИК, что Папюс был единственным членом Верховного Совета ОМ, пришедшим в него прямо из Ордена Розы и Креста – этого обычного для XVIII века источника мартинистского движения, а также из основанного лично Луи-Клодом де Сен-Мартеном движения, именовавшегося Орденом Розы и Креста Востока; 6. В силу того, что очевидным представляется, исходя из написанного на страницах 277-286 «Обзора посвящения» («Review L’Initiation») за 1911 г., официального органа Ордена Мартинистов, что в то время на Востоке города Парижа существовала должным образом учрежденная мартинистская ложа Ордена под отличительным титулом «Мелхиседек» и номером 208, напрямую подчиненная Папюсу, являвшемуся Президентом Верховного Совета Ордена, в который в качестве офицеров входили, среди прочих ББ. (т.е. Братьев), также и УУ. ББ. (т.е. Уважаемые Братья) Тедер, Таргелий (Виктор Бланшар: он, под именем Сар Ясир, впоследствии – в 1934 г. – стал Великим Мастером Ордена Мартинистов и Синархии) и Либрарий (Эренст Луазель); 7. В силу того, что присутствие В. Б. Б. Папюса и ВВ. ББ. ББ. Тедера, Таргелия и Либрария сообщает всем действиям и решениям этой ложи официальный и неоспоримый характер; 8. В силу того, что Раздел 5 «Генерального Регламента Достопочтенной Ложи «Мелхиседек» № 208» гласит, что в дополнение к классическим степеням обычного мартинизма (Помощник, Посвященный, Неизвестный Покровитель, Вольный Адепт, из которых последний в настоящее время также именуется «Вольным Посвятителем», а равно и «S. I. I.» и «S. I. I. V.») (Associate, Initiate, Unknown Superior, Free Initiator), данная ложа также осуществляла посвящение в высшие степени, такие как «Царственный Посвященный», «Совершенный Адепт» и «Верховный Командор» (Royal Initiate, Perfect Adept, Sublime Commander); (Эти квазимасонские допушения, наверное, привели к тому, в частности, что от Ордена отошли американские мартинисты под руководством доктора Эдуарда Блитца, который увидел в них посягательство на права Ордена Франкмасонов и не пожелал, чтобы его имя ассоциировалось с Орденом, который может быть сочтен нерегулярным регулярными франкмасонами. Брата Блитца заменила Маргарет Пик. Которая возглавила остатки Ордена Мартинистов США, сохранившего верность Папюсу.) 9. В силу того, что Каббалистический Орден Розы и Креста включал в себя степени, которые соответствовали высшим градусам, именуемым «Бакалавром», «Магистром» и «Доктором» Каббалы; и далее, в силу того, что соответствующие тексты в «Обзоре посвящения» за 1911 г. подтверждают, что в эти степени посвящались только адепты высших степеней масонского Устава Мемфиса-Мисраима (в котором они занимали места старше 33-го градуса); и далее, в силу того, что на странице 277 вышеупомянутой публикации 1911 г. говорится, что степени вышеупомянутого Устава, именуемые «Тайный Мастер» (4-й), «Великий Понтифик» или «Верховный Шотландец» (19-й) и «Верховный Великий Генеральный Инспектор» (33-й), равнозначны мартинистским степеням «Посвященного», «Неизвестного Покровителя» и «Вольного Адепта», соответственно, посвящение в которые осуществлялось в ложе «Мелхиседек» № 208; и далее, в силу того, что ритуал «тедеровского» Ордена Мартинистов (т.е. Лионского Ордена Мартинистов), утвержденный Папюсом 3 августа 1913 г., гласит на странице 53, что степень Помощника равнозначна степени Совершенного Мастера, степень Посвященного равнозначна степени Тайного Мастера или Ученика Коэна (С. 73, 105), а степень Неизвестного Верховного Посвятителя равнозначна масонской и коэновской степени Великого Архитектора, - где все вышеперечисленные степени относятся к так называемому Реформированному Шотландскому Уставу, или Уставу Сен-Мартена; и далее, в силу того, что несмотря на все перечисленное выше, стремление Папюса и его ближайших соратников возвратиться к мартинистским традициям прошлого, которые отделяют и отграничивают Орден от масонства, неоднократно в высшей степени явно и четко продемонстрировано с целью, насколько это было возможно в то время, продолжить традиции Устава Рыцарей Избранных Коэнов Вселенной (Rite des Chevaliers Elus-Cohens de l’Univers), основанного доном Мартинеса де Паскуалли; 10. В силу того, что, исходя из вышесказанного, становится очевидным, что Орден Мартинистов на протяжении жизни Папюса осуществлял посвящение в высшие степени, носившие бесконечно более оккультный характер, чем обычно считается, и обычно связанные с практикой Каббалы и христианского Гнозиса (см. Протокол о союзе с Гностической Церковью от сентября 1893 г. на стр. 266-267 «Обозрения посвящения»), а также со спиритуалистским масонством, - таким образом, очевидно также и то, что осуществление воли, выраженной Папюсом в 1895 г., возвратиться к традициям мартинизма XVIII века находилось на уже достаточно продвинутой стадии, -
В свете всего вышеупомянутого, Высшие Учредительные Власти союза Орденов Мартинистов постановили, что
Статья 1Орден Мартинистов, обозначаемый впоследствии как ОМ, и Мартинистский Орден Избранных Коэнов, обозначаемый впоследствии как МОИК, составляют единый Орден в воскресенье, 28 октября 1962 г. в 17.00.
Статья 2Новый Орден, таким образом учрежденный, принимает и сохраняет название Орден Мартинистов (L’Ordre Martiniste) после слияния ОМ и МОИК.
Статья 3Вышеуказанный Орден Мартинистов сохранит свои духовные и братские связи с Гностической Апостолической Вселенской Церковью (L’Eglise Gnostique Apostolique Universelle), учрежденной Папюсом и (Жюлем) Дуанелем в 1893 г., положения учения которой были пересмотрены и осовременены ныне, увы, покойным В. Б. Братом Жаном Брикаром (он был Великим Мастером Лионского Ордена Мартинистов после смерти Тедера в 1918 г.) с согласия ныне, увы, покойного, В. Б. Брата Папюса в 1911 г. (см., среди прочих документов, также «Обозрение посвящения» от августа 1911 г., С. 178).
Статья 4Орден Мартинистов сохранит с Каббалистическим Орденом Розы и Креста (L’Ordre Kabbalistique de la Rose-Croix) традиционные связи, которые были установлены при жизни ныне, увы, покойных ВВ. ББ. Братьев Станисласа де Гуайта и Папюса. Вышеупомянутый Каббалистический Орден Розы и Креста, в отличие от прочих посвятительных организаций, продолжает осуществлять посвящение в степени Бакалавра, Магистра и Доктора Каббалы только тех кандидатов, которые к моменту посвящения уже прошли инициацию в третий градус, степень Неизвестного Покровителя (S. I.).
Статья 5Орден Мартинистов, таким образом, восстанавливается и подразделяется на две посвятительные организации:
а) Внешний Круг, именуемый Орденом Сен-Мартена, соответствующий, с одной стороны, древнему Ордену Мартинистов, а с другой – древнему Внешнему Ордену МОИК, который будет принимать в свои члены людей обоего пола и подразделяться, в свою очередь, на следующие степени:
(1-й градус -) Помощник (2-й градус -) Посвященный (3-й градус -) Неизвестный Покровитель (4-й градус -) Неизвестный Покровитель Вольный Посвятитель (S. I. или S. I. I. V.)
В четвертый градус осуществляется посвящение только мужчин – членов Ордена, кроме отдельных случаев, заранее представленных на рассмотрение Совета Директоров Ордена (Chambre de Direction de l’Ordre). Это классический Орден Мартинистов.
б) Внутренний Круг, именуемый Орденом Избранных Коэнов, соответствующий древнему Внутреннему Ордену МОИК, который будет принимать в свои члены только мужчин и подразделяться, в свою очередь, на следующие степени:
(1-й градус -) Мастер Избранный Коэн (2-й градус -) Рыцарь Востока (3-й градус -) Командор Востока (4-й градус -) Розенкрейцер
Женщины в этот Орден не принимаются.
Статья 6В. Б. Брат Филипп Анкос, получающий титул Державного Великого Мастера, будет пожизненно управлять всеми группами и подгруппами (мартинистскими исследовательскими кружками), осуществляющими посвящение в степени именуемые «степенями Сен-Мартена», в соответствии с традициями и обычаями, действующими Конституцией и Генеральным Регламентом ОМ. В. Б. Брат Филипп Анкос, получающий титул Державного Великого Мастера, будет пожизненно управлять Ложами Усовершенствования и Мартинистскими Капитулами, осуществляющими посвящение в степени Мастера Избранного Коэна, Рыцаря Востока, Командора Востока и Розенкрейцера, в соответствии с традициями и обычаями, действующими Конституцией и Генеральным Регламентом, управляющим деятельностью Мартинистского Ордена Избранных Коэнов..
Статья 7Новый Орден Мартинистов, организованный по тем же основополагающим принципам, что и Древний и Принятый Шотландский Устав в той форме, в которой он был учрежден Великой Ложей Франции и Верховным Советом Шотландского Устава, состоит из двух посвятительных организаций, двух отдельных ветвей, независимых друг от друга, но принадлежащих к одному и тому же Ордену Мартинистов, причем, каждая из данных ветвей возглавляется своим собственным руководителем, Державным Великим Мастером и Державным Верховным Командором.
Статья 8Особая союзная организация, облеченная должной властью, будет регулировать и приводить в соответствие друг с другом работу этих двух групп. Эта организация именуется Советом Директоров (Chambre de Direction) Союза Орденов Мартинистов. Внутренний регламент определит порядок работы данного Совета, в дальнейшем именуемого Советом Унии (Liaison Board).
Статья 9Внешний Круг, именуемый «Кругом Сен-Мартена», является по своей сути предварительной школой или курсами по отношению к Внутреннему Кругу Избранных Коэнов, и в его задачи входит передача последнему тех кандидатов, которые будут отбираться им из своих групп и подгрупп (обычно мартинистских исследовательских кружков) при условии наличия желания быть посвященными в высшие степени ОМ.
Статья 10Каждый кандидат для прохождения подобного «перехода» должен представить подробную автобиографию, в которой сообщить о своей профанской, равно как и посвятительной карьере. Автобиография должна быть заверена руководителями кандидата и подписана Верховным Великим Мастером или Помощником Великого Мастера.
Статья 11Любой член ОМ, исключенный из одной из вышеупомянутых должным образом учрежденных групп, таким образом автоматически исключается и из другой, кроме особо оговоренных случаев, которые – каждый в отдельности – рассматриваются на заседании Совета Унии.
Статья 12Внешний Круг, именуемый Кругом Сен-Мартена, будучи предварительной посвятительной школой по отношению к Внутреннему Кругу Избранных Коэнов, наставляет своих адептов в двойном учении «Пути сердечного» и «Оперативного пути». Изучение последнего включает в себя, помимо прочего, мартинистскую теургию, практическую Каббалу и общий оккультизм. Никоим образом не допускается передача Внешним Кругом для посвящения в высшие градусы члена-кандидата, который – исходя из наблюдений его руководителей – демонстрирует интерес к экспериментам, несопоставимым с духом мартинизма, который совершенно лишен честной и откровенной христианской веры и который продемонстрировал пренебрежение к «Пути сердечному» Луи Клода де Сен-Мартена.
Статья 13Внутренний Круг объединяет в духе братства и наставляет в учении «Оперативного пути» членов своих Лож Совершенствования посредством лекций, курсов обучения и пр. Члены ОМ, прошедшие посвящение в «градусы Сен-Мартена» (Внешний Круг) и желающие посвятить себя «Пути сердечному» никоим образом не могут быть исключены из сферы охвата данных лекций и курсов обучения. Доступ к такого рода лекциям и курсам обучения для них всегда настолько же открыт и свободен, насколько он открыт и свободен для всех прочих адептов.
Статья 14По подписании присутствующими сего документа, Внешний Круг, именуемый Кругом Сен-Мартена, в дополнение к работам, уже ведущимся в его группах и подгруппах (обычно мартинистских исследовательских кружках), возобновит и будет неустанно развивать классическое учение в той его форме, в какой оно было известно во времена Папюса, т.е. включая в него христианскую теософию, гнозис, Каббалу, герметическую философию, теургию и т. д.
Статья 15Таким образом, ОМ объединяется и возглавляется верховной организацией, действующей под названием Верховного Совета Директоров (Верховной Директории) (Souverain Directoir de l’Ordre Martiniste). Данный Совет состоит из действующего Державного Великого Мастера и Державного Верховного Командора, каждому из которых приданы «треугольники» подчиненных им Великих Офицеров. Таким образом, Верховный Совет Директоров ОМ состоит из восьми человек.
Статья 16Все правила и руководства вторичной значимости, равно как и все дополнительные меры, необходимые для обеспечения должного применения данных распоряжений, будут подробно разработаны и завершены вышеупомянутым Верховным Советом Директоров впоследствии.
|
||||||||||||
|
|
""Лучезарная Дельта", 2006.